Entries RSS
image

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ

BuzzTwitterFriendFeedЯ.ру LiveJournal

Получайте обновления сайта на электронную почту:

РУБРИКИ

СТАТИСТИКА

Правильный CSS!
Дек 10

Социальная сеть / The Social Network (2010)

Социальная сеть

страна США
слоган «Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага.»
режиссер Дэвид Финчер
сценарий Аарон Соркин, Бен Мезрич

Уже из-за факта присутствия в режиссёрском кресле Дэвида Финчера, автора культового «Бойцовского клуба» и ещё полдюжины шедевров, я бы не пропустил этот фильм. Но и сама его тема привлекает меня не менее личности режиссёра. Это история появления самой популярной в мире социальной сети. Да и, пожалуй, самой технически совершенной. Facebook сделал своих создателей самыми молодыми миллиардерами, резко продвинул вперёд идеи глобализации на основе информационных технологий и дал толчок развитию виртуальной социальной среды. В России Facebook не так известен в силу занятости ниши отечественным ВКонтакте. Грустная ирония ситуации в том, что ВКонтакте появился в виде точной копии части функциональных возможностей Facebook, включая интерфейс.

Последние месяцы ВКонтакте активно развивался, избегая при этом исправления старых ошибок, но по-прежнему остаётся объедками со стола Facebook. Особенно хочется отметить, что спама стало меньше — это был главный бич ВКонтакте.

Мы видим результат и не знаем, что скрывается за всей этой историей с плагиатом. Почему владельцы Facebook не подали в суд? Ведь они отдали первенство по стране собственному клону, а вторые в данном случае — проигравшие. В процессе просмотра фильма возникает ощущение странной кармической связи этой тайны со временем зарождения Facebook. Дэвид Финчер не мог снять просто информационный фильм, он снял психологическую драму, настолько мощную, что в её правдоподобность даже не очень верится.

Гений и его творение

2003 год. Фильм начинается со сцены ссоры Марка Цукерберга, будущего основателя Facebook, со своей девушкой. Из их короткой беседы уже вырисовывается образ погружённого в себя и плюющего на окружающих чертовски умного человека. Через пять минут он садится за компьютер и начинает строчить оскорбительные тексты о своей бывшей девушке в блог. Потом, чтобы отвлечься от разрыва, уже под пивом запускает забавный сайт, который мгновенно становится популярным по всему Гарвардскому университету. Сервера «падают» от нагрузки — Марк счастлив.

Такой неожиданный образ Марка Цукерберга предстаёт перед нами в фильме. Дальнейшее его образ дополняют, делают объёмней, появляются другие персонажи, но центр этого представления он, а история Facebook отменными становится декорациями. Гений программирования, специализирующийся на веб-технологиях, Марк демонстрирует и отличное понимание мотивов людей, умеет говорить чётко и в любой ситуации находя нужные ему слова. Никаких сомнений, только жестокая правда вперемешку с игрой словами и язвительными выпадами. Логика — его главное оружие. Именно оружие, потому что он против всех.

Ещё в первом разговоре, с девушкой Марк не смог скрыть презрения к её образованию. Он просто не умеет юлить, выбирать выражения, жалеть собеседника или просто предположить, что не прав он сам. Цукерберг презирает всех, ставя свой ум в качестве мерила достойности, презирает своего единственного друга, этику общения, законы, что вдруг оказались против него. Но он не дурак и часто оказывается прав, и замолкает его противник, не зная что ответить на неприкрытое хамство, основанное на логической истине. Но есть ещё и паралогика.

Марк Цукерберг
А с виду обычный добродушный парень… Марк Цукерберг в живую.

В общем-то хороший парень и опять-таки гений Марк просто не хочет как-то меняться, приспосабливаться, снисходить до обычных людей. Он завистлив и мстителен, но если бы его спросили, любому смог бы доказать, что имеет на это право. Ну или по крайней мере, он бы остался уверенным, что доказал. Со стороны ложность его логики порой очевидна. Но из своей скорлупы он вылезать не хочет, чтобы взглянуть со стороны. Лишь в финале, что-то начинает пробиваться сквозь неё, быть может понимание после того, как его единственный друг на суде рассказал свою версию становления Фэйсбука.

Суд. Вердикт.

Собственно, все события — это воспоминания и рассказы, всплывающие во время двух судебных процессов. Сначала братья Винклвоссы, некогда нанявшие Марка для разработки чего-то похожего на Facebook, но местного университетского масштаба. Конечно, это была лишь идея, которую Марк смог гениально развить и воплотить в своём проекте. Но факт, что он скрывал свои планы от Винклвоссов и тормозил работу над их проектом. И хотя на суде он полностью отрицает какое бы то ни было воровство, очевидно, что вину он чувствовал. Врать он не любит, быть может ко времени суда успел себя убедить, что его вины не было, или этот принцип честности так же податлив лицемерию героя.

Потом суд со старым другом. Марк — очень тяжёлый в общении человек. Эдуардо, похоже, единственный его настоящий друг. В лице Эдуардо мы видим такого же не особо удачливого в заведении друзей человека. В нём нет стержня, нет столь необходимой порой жёсткости. В работе над Фэйсбуком он играл роль экономиста, не являясь программистом. Но показал себя не лучшим менеджером, специалистом, но не хищником. Но не в его деловых качествах проблема.

Где-то в середине фильма, когда Фэйсбук потихоньку завоёвывает популярность в университетах Америки, Марка находит другой уже известный в мире гений — Шон Паркер. Тут Дэвид Финчер применяет известный по «Бойцовскому клубу» приём. Шон — это злой гений Марка, дерзкий, изысканный, амбициозный. И первый человек, которого Марк воспринимает с восхищением. Паркер, в великолепном исполнении Джастина Тимберлейка, говорит с Марком на одном языке, так как тоже программист, также всех презирает и готов бросить вызов любому, и разделяет взгляды Марка на отсутствие рекламы в Фэйсбуке. Напомню, это 2004 год — первый год существования социальной сети.

А кто для Шона Марк? Похоже, в нём Шон видит самого себя, а ещё очередной способ бросить вызов миру. Манипулировать Марком не просто, тот сам этого не позволяет. Да ещё путается под ногами его старый друг — Эдуард. Так, по версии сценариста картины, начинается отдаление двух друзей. Марком сложно управлять напрямую, но можно воспользоваться его параноидальностью и «показать», что Эдуард ему уже не нужен. Эдуарда Гарфилда подставляют и, он подаёт в суд на своего бывшего друга.

Девушка из суда говорит Марку в финале, что он не подонок, а лишь хочет им казаться. По-моему, он подонок, и просто себе таковым не кажется.

Что касается фильма в целом — как всегда, отличная работа Дэвида Финчера. Далеко не лучший из его фильмов, но чувствуется, что это ЕГО фильм, увлекательный, умный, неоднозначный. Особенно восхитила сцена противостояния гребцов под музыку Эдварда Грига.

А самого Марка Цукерберга сыграл Джесси Айзенберг, и надо сказать, великолепно. Быть может, лучше чем сам Марк сыграл подонка. Кто знает, как оно было в реальности.

Моя оценка: 8

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Понравилась статья?

подпишись на новости через RSS

получай обновления на e-mail

следуй за нами в Twitter

2 комментария к записи “Социальная сеть / The Social Network (2010)”

2 коммент.

  1. Все никак не могу собраться посмотреть этот фильм, а оно явно того стоит. Спасибо за развернутое описание.

Прокомментировать