Entries RSS
image

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ

BuzzTwitterFriendFeedЯ.ру LiveJournal

Получайте обновления сайта на электронную почту:

РУБРИКИ

СТАТИСТИКА

Правильный CSS!
Окт 24

Край

Край

год 2010
страна Россия
слоган
режиссер Алексей Учитель
сценарий Александр Гоноровский

У нас убогих не обижают

Где-то на востоке Сибири, далеко за моим родным городом Иркутском, лежит посёлок Край. Здесь, в заснеженном сердце тайги заканчивается железнодорожная ветка и складывается ощущение, что это и в самом деле край — край мира. И словно в подтверждение этого, или быть может вследствие ощущения, ходят слухи о мёртвом, что обитает где-то уже за гранью обжитого горсткой людей островка посреди Тайги. А вечный медведь не должен быть убит – по словам слабоумного дежурного на железной дороге – иначе всё рухнет. Уже на обычном острове, что отделяет от земли полуразрушенный мост через бурный поток, стоит ещё одно давно мёртвое и забытое воспоминание довоенной поры. И в этой холодной земле мёртвые пытаются согреть друг друга.

А в посёлке живые, давно забыв о тепле человеческом, согреваются спиртом и работой. Они выживают, борются за жизнь, как положено живым организмам издревле, но мир живых их уже отверг, и лишь по доброй воле Сталина им позволено скрываться здесь от праведного гнева людского. Души их скукоживаются, пытаются стать маленькими, чтобы им хватало маленького счастья, и неудовлетворение не порождало бессмысленные мечты. Вернувшиеся из плена, неблагонадёжные, слабоумные, заключённые, детдомовцы – калеки и убогие, и над ними стоит … однорукий фронтовик.

Похоже сама судьба вела сюда контуженного Игната – это его пристанище, это его удел. Пережёванный войной, страдающий от припадков,  он просто хочет вернуться к своему прошлому, когда он управлял самым быстрым паровозом «Иосиф Сталин». Нет, он согласен на любой паровоз, лишь бы вновь почувствовать биение горячего сердца, вновь устремиться вперёд стотонной мощью. И ради этого он готов идти хоть на край мира…

И он пришёл. Край. Дальше некуда. Пустой и жестокий, покалеченный победитель в великой войне нашёл себе место среди таких же убогих. Слишком прямой и нетерпеливый, он спешит вдохнуть полной грудью превосходства, получив в своё распоряжение паровоз и не заметив, что на своём пути наступил кому-то на горло. Неплохой в общем то парень, бывший местный машинист, просто слишком долги гнил среди других калек, и подлость показалась ему лучшим выходом. А обычно жёсткий Игнат потом лишь посетовал, что «зачем же было паровоз то ломать» — понимал он своего врага, от того и не злился, хотя и отдавать «трофей» не собирался…

Не хочу рассказывать сюжет. На словах события растеряют смысл и подтекст, исчезнут метафоры, не вспомнить мне всех аллюзий и не увидеть всех намёков, заложенных авторами. Не передать атмосферы холода в душах людей, где страсть полыхает лишь на краю сознания, отражаясь лишь в образах паровозов, несущихся через Тайгу в страшной всесокрушающей гонке. Поэтому, наверное, к ним тянется главный герой, появляющийся в финале безымянный военный по прозвищу Фишман, одержимый ненавистью, и Эльза – мертвец, «немчура» и единственный человек, не знающий о прокатившейся по планете войне. В остальных даже это чувство потухло, став мелкой вечной злобой.

Она последний носитель тепла на этой земле. Но она же и красное пятно на глазах прочих людей. И даже Игнат может легко придушить её в любой момент, как он вплоть до Рейхстага душил фашистскую гадину. Поначалу их связывает лишь второй мертвец – паровоз «Густав», который как оказалось, тоже ещё вполне живой. Начинается странная и красивая история зарождающейся любви, разгорается постепенно огонёк души Игната, огонь, что раньше проявлялся лишь к любви к паровозам, расползается по его телу. И происходит это естественно и психологически достоверно, даже незаметно для невнимательного взгляда, лишь в финале формируясь во что-то чёткое и однозначное. Оживление мёртвых – дело не быстрое.

И вновь финал являет нам образ змеи, кусающей себя за хвост. С теми же словами «хреново встречаете», что и Игнат, приходит в посёлок Фишман, снова противостояние паровозов. Избежавший столкновения с паровозом в начале фильма медведь погибает. И что его тянуло к железной дороге? И верящие, что нельзя трогать «вечного медведя», люди радостно его съедают всем посёлком. Потому что хочется.

Вечный медведьФинальные титры, наконец, радуют панорамным видом таёжных лесов. Можно расслабиться и подумать над увиденным, потому что такие фильмы снимаются именно, чтобы дать толчок к размышлению.  И чтобы восхитить отличной игрой актёров, шикарными монологами, меткими замечаниями. Не забыть сцену оправдывания однорукого начальника посёлка перед бюстом Сталина.

Алексей Учитель, режиссёр фильма, подтвердил своё право называться мастером интеллектуального кино. Но в этот раз он работал с отвечавшим за сценарий фильма Александром Гоноровским – автором блестящей стилизованной под документальный фильм драмы «Первые на Луне». Тревожную и напряжённую атмосферу создавала музыка Дэвида Холмса. Владимир Машков вписался в роль идеально, это, пожалуй, одна из лучших его ролей.

С моих слов пока получается, что фильм шедеврален. К сожалению, это не так. Но я не могу согласиться с аудиторией «Кинопоиска», увидевшей в фильме клюкву для американцев, чернуху и порнуху. Да, фильм готовили, чтобы послать на «Оскар». Я считаю это большой ошибкой, потому что фильм этот о наших национальных проблемах, для воспитания нашей души, а для американцев это может оказаться не более, чем источником новых стереотипов об «убогих русских».

В фильме есть одна абсолютно ненужная откровенная сцена, два раза в первой половине фильма Игнат произносит всеми любимое «б…ь». Подозреваю и то, и другое – происки продюсеров, которые заботятся, чтобы фильм окупился в прокате, потому что деньги в него вложены большие. Фильм относится к интеллектуальным, а значит, большая часть аудитории смотреть не будет. Поэтому и дурацкая реклама, позиционирующая его как блокбастер. Сам я её не видел, это одна из жалоб пользователей «Кинопоиска».

Мне же не понравилась наивная вера в человечность, проявившаяся в одной из сцен: люди единодушно осудили убийство женщины Фишманом, хотя до этого были сами готовы кого угодно растерзать, да и Фишман для них главное начальство над преисподней – не правдоподобно. Воспоминания на общем фоне выглядят, словно взяты из другого, более дешёвого, фильма. Финальная контузия Фишмана как-то очень уж к месту, и подленькая злоба кричащей ему в спину издевательства толпы, которая сопровождает торжество Игната над Фишманом. Некрасиво их в один ряд поставили, словно приравняли.

Фильм посмотреть определённо стоит, это редкий достойный представитель нашего русского Кинматографа.

Моя оценка: 8/10

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Понравилась статья?

подпишись на новости через RSS

получай обновления на e-mail

следуй за нами в Twitter

9 комментариев к записи “Край”

9 коммент.

  1. Я пока не смотрела..
    Но обязательно гляну, несмотря на все, не очень положительные отзывы…

  2. У меня предубеждения против отечественного кино… Не люблю я его и смотрю редко. У нас если снимают хороший фильм, то пока смотришь его? сто раз сердце разорвется от тех историй что там показывают.
    Голливуд в этом плане мягче, не травмирует зрителя XD

    • Считаю, наши тоже могут снять прекрасный светлый, да ещё и умный фильм. Но, похоже, менталитет у нас сдвигается в сторону мученика, оттого и фильмы выходят надрывные.

  3. когда начала читать — хотела сказать — блин, я такое страшное смотреть не буду, потом поняла, что фильм просто о сломанных судьбах, а такие вещи я точно не смотрю — расстраиваюсь сильно

  4. знаешь, некоторые наши фильмы, очень качественные!!!

    • И это радует! Знаю, что много хороших фильмов снимается для показов на фестивалях, но до больших экранов и ТВ они не доходят.

Прокомментировать