Entries RSS
image

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ

BuzzTwitterFriendFeedЯ.ру LiveJournal

Получайте обновления сайта на электронную почту:

РУБРИКИ

СТАТИСТИКА

Правильный CSS!
Окт 30

Аватар / Avatar (2009)

год 2009
страна США, Великобритания
слоган «Это новый мир»
режиссер Джеймс Кэмерон
сценарий Джеймс Кэмерон

Этот отзыв я написал сразу после просмотра Аватара в кинотеатре. В дальнейшем в обсуждениях с Demise родилась новая истина, и я взглянул на фильм под другим углом. Но в целом мнение осталось подобным и те же 9 из 10 баллов. Поэтому я публикую этот обзор без особых изменений. В дальнейшем, быть может напишу новый, без стольких эмоций и с более трезвым взглядом… А может и нет.

Я был солдатом, и мечтал нести людям мир,

но рано или поздно приходиться проснуться…

Аватар

Только что вернулся из кинотеатра, где смотрел фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». В 3D. Но последнего я особо не заметил — может вследствие особенностей зрения.

Мысли в голове путаются. Вспоминаются строчки из песни «Мыслей много в голове — мне тебя жаль». Фильм оказался не тем, что я ожидал от автора «Терминатор 2», неглубокий сюжет, но с Идеей, штампованные зрелища, но самые технологичные из известных… Но в этом случае надо подробно и по порядку, а то неверное впечатление создаётся.

Начну с «материального» — визуальной реализации. Имеется около 20 минут живой актёрской игры; всё прочее, включая декорации, компьютерное моделирование. Так вот, 3D — графика рядом с живыми людьми выглядит удивительно реалистично, это особое достижение для изображения биологических видов. Их огромное разнообразие; и времени прорисовке планеты Пандоры уделено очень много. Часть его ушла на показ быта местной разумной расы. Главные герои, относящиеся к ней, кстати, также выполнены на компьютере.

Отступление. Поначалу их внешний вид кажется очень непривычным, но через 2 часа воспринимаешь их вид абсолютно естественным. Конечно, они не так уж отличаются от нас. Но можно сделать вывод, что представление о прекрасном даже в отношении собственной расы субъективно (не заложено в генах?). Но, конечно, возможность изменения этого отношения имеет ограничения — подчёркиваю, герои картины гуманоидны. А вывод из этого делаю такой: в нашем сознании заложена возможность привыкания к некому диапазону гуманоидных форм; вероятно, в связи с возможностью эволюции и, вследствие этого, изменения собственного тела.

Характеры основных персонажей нельзя назвать глубокими, но попытка описать их несколькими меткими мазками есть. Мы не узнаем их истории, мы даже не узнаем, что стало с Землёй. Перед нами открываются безумно красивые пейзажи Пандоры. Да, упоминанием о длительных демонстрациях планеты я пытаюсь оправдать малое количество событий в сюжете. Для сравнения мне первым пришёл в голову «Звёздный десант» Пола Верховена. Фауны (кроме жуков), а тем более флоры (кроме самого десанта) там почти не было, зато были грандиозные эмоциональные битвы ( и тут «Аватар» не дотягивает) и многослойный сатирический сюжет. Тут никаких шокирующих поворотов и сложных построений. Прилетел, ознакомился с обстановкой, немного помучался с самоопределением… и финальная битва. Схема знакомая. Но! В повествовании и в поступках героев есть логика! Происходящее интересно, и за ним всё яснее проглядывает Идея! Давно ли вы видели такую роскошь? За персонажей переживаешь, и, понимая это, авторы их не жалеют.

Отступление. Вы заметили давнюю традицию, что гибнут почти всегда наиболее несимпатичные зрителю персонажи? Бедного зрителя жалеют, не напрягают его сердце драмой, как и традиционно не напрягают его мозги сюжетом. «Аватар»а как и другие достойные фильмы отличает отсутствие подобного приспособленчества для дебилов, искусство ради искусства, а не ради идиотов. «Средний слушатель страны всё равно идиот» — поёт вокалист «7 Расы», подразумевая попсу, но это распространяется на любую форму масскульта.

Никаких скидок, трагедия происходящего доносится до зрителя через гибель почти всех героев.

Пора переходить к более подробному обзору сюжета. К сожалению центральная коллизия угадывается довольно быстро, остаётся лишь наблюдать как её разыграют. И понаблюдать есть зачем. Множество интересных деталей в диалогах, сценках, культуре аборигенов дают хорошую пищу для размышлений. Но удивлять он начинает раньше, с самого начала, когда понимаешь, что нарушен один из главных стереотипов кино: человек ведёт справедливую борьбу с нечеловеком. Вспомните Чужого — главный образец этой концепции. Максимум, что себе позволяли сценаристы — неоднозначность в спорной ситуации или там допущенная человеком ошибка, которую он конечно осознает. В общем, опять берегут человека от излишнего мышления. Итак, люди прибыли на Пандору с оружием и алчными целями, местная цивилизация вынуждена защищать свой дом от безумного разрушителя. Первая сцена — прибытие героя на базу и первые диалоги — чёткая отсылка к «Неукротимой планете» Гарри Гаррисона. Дальше, правда, оказывается, что ситуация сильно преувеличена: планета начнёт сопротивляться лишь в финале. Но это лишь первая ассоциация с концепцией «Человек против монстра» в фильме. Боевое снаряжение, оружие, манера ведения боя, пафосные речи военщины (недаром созвучно с достоевщиной), и, конечно, боевые роботы (отдельный привет «Спасателям лейтенанта Марша») и «вертолёты» — всё такое родное, не однократно воображаемое в руках. Сколько уже раз всё это спасало человека и человечество от очередной внешней угрозы в очередном боевике. Фобия к иным формам жизни внушается с детства уже не одно поколение. Джордано Бруно сгорел зря, Земля вновь в центре вселенной. А тут всё это добро, управляемое людьми тренированными сражаться, а не думать, и американский шаттл в центре — символ покорения космоса, превращённый в бомбардировщик — вот они настоящие монстры, ненадуманные, актуальные — мы. А если не найдётся в будущем достаточно сильной преграды распространению нашей мерзости по вселенной, и мы не останемся догневать в своём аду — уничтоженной нами же Земле? Сколько зла мы причиним? Заставляет задуматься. Я искренне хотел сражаться вместе с аборигенами против землян, защитить этот мир, стать его частью. Наш мир слишком сложен и глуп, психическому инвалиду как я сложно в нём, как главному герою — инвалиду физическому. Он обрёл в новом мире ноги, может быть я смог бы найти нехватающую часть себя и стать цельным.

Нет, это не шедевр. Сюжет хорош, но не более, есть Идея, достижения в изобразительном искусстве, оставляющие далеко позади всяких там «Трансформеров». Но фильм должен дарить понимание, прозрение, вдохновение. Здесь же в основном — гнев. 9 баллов из 10 и фигурка охотника на икране — как напоминание бороться за свободу разума и верить в лучший мир.

Оригинал статьи был опубликован в моём блоге на Привет.ру

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Понравилась статья?

подпишись на новости через RSS

получай обновления на e-mail

следуй за нами в Twitter

4 комментария к записи “Аватар / Avatar (2009)”

4 коммент.

  1. Vincent:

    Мне понравился фильм. Именно сама идея. По крайней мере такого еще никто не делал. Что касается предсказуемости, так все американские фильмы такие, тут уж ничего не поделаешь.
    Но в принципе это один из тех фильмов, который я могу посмотреть несколько раз.

  2. Я получила наслаждение посмотрев Аватар от того, насколько хорошо был проработан мир Пандоры. Безумно красивый фильм.
    Это осенью была выпущена режиссерская версия. Я не знаю стоит ли ее смотреть, вроде бы фильм и так полон, даже не представляю что еще можно было добавить в сюжет.

    • Фильм великолепен. А режиссёрские версии я всегда предпочитал театральным, потому что замысел режиссёра в полной мере раскрывается именно в них. Это для меня не добавление, а тот оригинал, который должны были увидеть люди, но помешали продюсеры и ограничения киноформата.

Прокомментировать