Entries RSS
image

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ

BuzzTwitterFriendFeedЯ.ру LiveJournal

Получайте обновления сайта на электронную почту:

РУБРИКИ

СТАТИСТИКА

Правильный CSS!
Янв 16

Александр Зорич «Завтра война»

Завтра войнаАлександр Зорич — псевдоним современного писательского дуэта, радующего нас уже десятилетие великолепной литературой в самых разных направлениях фантастики. Его составляют кандидаты философских наук Яна Владимировна Боцман и Дмитрий Вячеславович Гордевский. Классическое фэнтези, городское фэнтези, история, научная фантастика и, наконец, космоопера — всё их творчество объединяет глубокая проработка персонажей и социальных структур. На днях я прочитал первую книгу их самого популярного цикла «Завтра война» и, начиная уже читать следующую часть, спешу поделиться впечатлениями.

В серию входит трилогия о военном лётчике Александре Пушкине и недавно написанная «На корабле утро», начинающая новый цикл книг из мира «Сферы Великорасы». О популярности произведения говорит хотя бы тот факт, что по нему в 2006 году вышел неплохая компьютерная игра в жанре космического симулятора. Хитом уровня «Сталкера» она не стала, но была оценена по достоинству. Книга, кстати, вышла в 2003 году.

Я прочитал столько хвалебных отзывов о творчестве Зорича и книге «Завтра война» в частности, что в результате мои ожидания оказались завышенными. Книга, отнюдь, не шедевр, но очень интересная современная патриотическая космоопера.

Авторы этому термину, правда, предпочитают утопию, военную драму, научно-фантастический роман. Всё это есть. Книга очень богата, но давайте по порядку.

Начинается повествование с описания будней кадетов военной академии великой Российской Директории. Именно так, патриотизмом прёт с первых страниц, но мир в целом пока довольно туманен. Зато авторы много внимания уделяют мыслям и отношениям героев. Это у них получается лучше всего. Жаль только, что внутренний мир главного героя Александра Пушкина, мягко говоря, неглубок. Пушкин — честный, открытый, порой остроумный и умильно глупый дурачок. Его честность, от слова «честь», и способность никогда не унывать по-настоящему подкупает. Мир, который нарисовали Яна и Дмитрий наполнен достойными людьми, воспитанными в чести — это, пожалуй, главное отличие трилогии от прочей современной литературы. И это прекрасный пример, какими должны быть наши современники, то есть, мы сами.

Через несколько глав герои, а это уже представленный кадет Александр Пушкин и его лучший друг кадет Николай Самохвальский, попадают в гости к конкордианцам. Николай, в отличие от Александра, умный и постоянно читающий человек. Не столь оптимистичный, не столь популярный у девушек, не столь отважный (в этом плане Пушкин похож на конкордианца — он фанатически отважен), но не менее глубоко проработанный и интересный герой.

Мир Великорасы двуполярен: с одной стороны Российская Директория во главе стран-союзников с Земли, с другой — отделившаяся от человечества и основавшая собственную культуру на основе зороастризма Конкордия. Александр Пушкин рассуждает о том, что они не могут ужиться в одном космосе именно потому что слишком похожи. Красивая фраза, но практика демонстрирует конфликт именно на почве непохожести культур и взглядов на жизнь. А разница эта за прошедшие века выросла невероятно.

И оттого так интересно наблюдать и пытаться понять это чужое мироустройство, столь тщательно проработанное и выписанное писательским дуэтом. Самое интересное в книге начинается не на полях сражений и ни в казармах военфлота, а когда рядом оказываются два мира: Российская директория и Конкордия, или как их ещё называют — просто клоны. Социальный эксперимент — конёк Александра Зорича.

В утопической Российской директории угадывается не только мечта о величии России и попытка смоделировать рассвет Российской Империи. Я неспроста в предыдущем абзаце противопоставил Конкордии Российскую Директорию, а не все Объединённые нации. Авторы указывают на близость по духу к «Туманности Андромеды» и «Часу Быка» Ивана Ефремова, но на деле в первую очередь всплывает в памяти «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна. Он тоже пытался смоделировать утопическое общество. Роберт Хайнлайн был кадровым военным и увидел будущее за тоталитарным государством, но и в его социальной модели нашлось много интересного и поводов для размышления. И ему тоже был нужен противник в качестве фона для всесторонней демонстрации своей системы.

Мне не верится, что нарисованная Зоричем утопия является тем, что он на самом деле желает для России. Хотя это также тоталитарное государство несравнимо лучше того, что мы имеем сейчас. Экономическое благополучие, лучшая армия в мире, превосходное воспитание, благополучие страны выше собственного даже даже в верхних эшелонах власти. Но один человек по-прежнему ничто, перспективы в отсутствие реального противника туманны, потому что в углу всего стоит развитие военпрома. Ну а при наличии противовеса всё очевидно, но всё равно не радужно. Война была неизбежна. Потому что враг слишком не похож, договориться с ним не представляется возможным, да и куда тогда девать вс. эту военную мощь?

Конкордия на первый взгляд воплощение отрицательных черт, как Российская директория — положительных. Но уже при первой встрече Пушкина и Самохвальского с конкордианцами видно, что они тоже люди. Чем больше их узнаёшь, тем больше находишь отталкивающего в укладе их жизни…, но и привлекательного тоже.

У них клонирование норма, но только для низшей касты демов — это рабочая сила, над физическими характеристиками которой можно и поэкспериментировать. Пехлеваны и заотары — превилигированные расы — уже составляют обычные люди. Конкордианцы — фанатики. Патриотизм у них развит куда выше, чем в российской Директории, но фанатики они не только в этом. Святая вера в единственно правильную собственную религию однако приводит не к джихаду, а к желанию перевоспитать. Терпимость конкордианцев объясняется их стремлением к демократии. Разделение по кастам обосновывается не материальным положением, а заслугами перед Родиной и религиозными причинами. А вот внутри каст действует невиданная в ОН демократия. Вплоать до того, что на вражеского офицера распространяется уважение как к собственному солдату. Конкордианцы воюют свято веря, что иначе уже просто нельзя, а не из-за ненависти или ещё каких низменных чувств. Правда, если они себе в голову что-то такое вобьют, то стоять будут до последнего.

Начавшаяся к концу книги война — отнюдь не отражение Второй Мировой, как это модно подавать в литературе про войны будущего. Это скорее отражение сегодняшних, или недавних, России и Америки. Только черты их так перемешаны в этом зеркале, что найти их можно в обеих сторонах конфликта 2622 года.

И снова не могу не вернуться к Александру Пушкину, ему на мой взгляд уделяется внимания незаслуженно много, но быть может у авторов как и у судьбы на него большие планы. Про судьбу сомневаться не приходится. Тёзка великого русского поэта регулярно умудряется попадать в серьёзные передряги, но таким же чудом, как в них попадает, он из них и выпутывается. Да, он не Джим де Гриз, он просто чертовски везуч.

Ещё он чем-то похож на Василия Тёркина, только нет у Александра какой-то житейской мудрости, присущей герою Твардовского. Совсем нет.

Моя оценка: 7

Впереди ещё 2 книги новых впечатлений. Уверен, будут появляться новые мысли, так что мы ещё вернёмся к циклу «Завтра война» на страницах этого блога.

А напоследок великолепные плакаты, нарисованные к выходу настольной игры от студии «13 рентген»по мотивам книги. Художник Роман Папсуев.

Скорпионы жалят всюду

"Скорпион жалит всюду!" (Великая Конкордия, 2619 г.) Силы специального назначения "Скорпион" всегда готовы искоренять зло как человеческой, так и внечеловеческой природы в любой точке Пространства и пользуются горячей любовью всех ашвантов.

Священный огонь

"Защитим Священный Огонь!" (Великая Конкордия, 2622 г.) Символизирует нерушимое единство пехлеванов и демов, женщин-ашвантов и мужчин-ашвантов перед лицом угрозы со стороны трехголового змея, изблеванного Ангра-Манью: российского гегемонизма, европейского атеизма и азиатского буддизма.

Горжусь Россией

"Горжусь Россией!" (Российская Директория, 2621 г.) Юбилейный плакат к 540-летию Военно-Космического Флота России.

Космос будет наш

"Космос будет наш!" (Российская Директория, 2620 г.) Плакат для начальных учебных заведений Российской Директории.

С Новым Годом

"С Новым годом! С новой победой!" (Российская Директория, 2622 г.) Плакат в честь победы над Великой Конкордией, достигнутой в ходе стратегической наступательной операции "Москва".

Дали прикурить

"Дали прикурить!" (Российская Директория, 2622 г.) Плакат военного времени.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Понравилась статья?

подпишись на новости через RSS

получай обновления на e-mail

следуй за нами в Twitter

Пока нет комментариев к записи “Александр Зорич «Завтра война»”

Прокомментировать